Главная
  Новости
  Календарь работы музея
  История создания музея
  Документация
  Исследовательские работы
  100-летие революции
  Виртуальная экскурсия
  Военная экспозиция
  Старая квартира
  Ремесла и промыслы
  Русская изба
  Фабричная казарма
  Совет музея
  Гостевая книга
   
  Сайт МБОУ СОШ № 6
 

ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ - РУССКАЯ ИЗБА - САРАФАН

Сарафан после рубахи являлся главной составной частью женского костюма. "Сарафан" - термин восточного происхождения, он первоначально обозначал "одетый с головы до ног", и в документах XIV в. применялся в мужской княжеской одежде.

К XIX в. наименование "сарафан" стало уже нарицательным названием одежды этого типа, и комплекс с ним вытеснил южнорусский комплекс с паневой, завезенный переселенцами из Южных губерний России. Глухой косоклинный сарафан, бытовавший преимущественно в северо-западных губерниях: Псковской, Рязанской, Тульской, Курской, Воронежской, Смоленской затем широко распространился в районах Приуралья.

Его шили из перегнутого по плечам полотнища ткани, а по бокам вставляли слегка скошенные клинья. Шили сарафаны из шелковых тканей на ситцевой подкладке. Отделывали золотым позументом, золотым шитьем. Пуговицы серебряные со сканью и чернью, металлический шнур.

На рукава использовали муар, золотое шитье, кисею, вышивку золотой нитью (металлические блестки). Пояса к сарафану делали из позумента, металлической нити и кистей.

Косник, муар, машинное кружево, золотое шитье - формы разные, чаще треугольником.

Бусы - янтарь, гранение, низание.

Головной убор - кокошник из шелка, ситцевой подкладки, ваты, позументы, бусы, исключительно жемчуг, шитье бирюза, цветного стекла в гнездах. Или черный шелковый платок, обшитый черным кружевом - "косынка с бантом".

С сарафаном носили передники, которые крепились на завязках выше груди. Другой - запон с грудкой или надгрудкой - завязывался на талии с дополнительной тесьмой на шее. Такие передники были характерны для Поволжья, Урала и Сибири.

Кроме того, с конца XIX в. широко применялся передник ("фартук"), укреплявшийся на талии. Его носили с юбками.

Помимо своего непосредственного назначения - защиты одежды от загрязнения, передники несли большую декоративную нагрузку: закрывали не украшенные части костюма, способствовали созданию цельной цветовой композиции ансамбля.

Интересно описывает Ф.М. Стариков костюм оренбургских казачек. Девичий костюм состоял из юбки с кофтой. Кофты носили приталенные, юбки из ситца или шерсти, реже из шелка или атласа. Чепец из атласа или шелка с кружевами, ярких цветов. Носили сарафаны и платья на кокетке.

Пожилые женщины носили кофты широкого покроя с застежкой через плечо и пройму или по спинке. Праздничная одежда - белая. Крахмальные кружевные воротники, манжеты и стеклянные цветные бусы.

Богатые казачки носили дорогие штофные сарафаны и головные уборы с позументом.

Мужской казачий костюм исключительно официальный. Короткое военное пальто и пиджак с жилетом и шароварами с лампасами, заправленными в голенища. Пальто подпоясывалось ярким кушаком из шерсти, концы свивались сзади. Нижняя рубашка белая из пряди с пришивным большим воротом с прорезью посредине или на левой стороне груди.

Уральские казачки в конце XVIII - начале XIX вв. носили сарафаны. А вот что писала газета "Оренбургские губернские ведомости" в 1851 году о костюмах Челябинского уезда.

Девушки одевались летом нарядно, особенно на Троицу. Гладко вычесывали головы и, нередко, помадили. В косы вплетали яркие шелковые или атласные ленты - длинные и широкие. Иногда головы подвязывали узенько сложенным платком с распушенными концами. Платки были разных цветов, шелковые. Носили сетки, расшитые бисером или бусами на косу, уложенную в пучок. В ушах - серьги, на шее - стеклянные бусы, на руках - перстни.

На шею надевали платки или шали яркие, пестрые из атласа или шелка, зимой - шерстяные или гарусные. Сарафаны шелковые или ситцевые с батистовыми рукавами или коленкоровыми, с премудрыми складками и вышивкой.

Гармония цвета, формы, орнамента раскрывает нам тайны и законы красоты народного костюма. И как бы ни была тяжела жизнь русской крестьянки, ее искусство поражает своим светлым, жизнеутверждающим содержанием. И хотя одежда жителей каждой местности на Руси имела свои отличительные особенности, женский костюм обладал общими чертами - компактным объемом, мягким, плавным контуром.

Красочные набивные сарафаны - особенность костюма Русского Севера, особенно Архангельской и Вологодской губерний. Крестьянки носили их и в будни, и в праздники. Изготавливались из всех возможных тканей, как домотканых, так и фабричных. Отличались разнообразнейшим декором. Термин "сарафан" впервые появился в русских источниках XIV в.